ia/20/172720/remizov.jpg Алексей Михайлович Ремизов | Библиотека :)

Алексей Михайлович Ремизов

RSS

Алексе́й Миха́йлович Ре́мизов (24 июня (6 июля н. ст.) 1877, Москва — 26 ноября 1957, Париж) — русский писатель. Один из наиболее ярких стилистов в русской литературе. Биография
Первые годы

А. М. Ремизов происходил из московской купеческой семьи. Его мать — Мария Александровна Найдёнова была сестрой известного промышленника и общественного деятеля Н. А. Найдёнова. Окончил в 1895 году Московское Александровское коммерческое училище и поступил на Физико-математический факультет Московского университета. Студентом был по ошибке арестован за сопротивление полиции во время демонстрации и на 6 лет сослан на север России (Пенза, Вологда, Усть-Сысольск). Вернувшись из ссылки в 1905 году в Санкт-Петербург, Ремизов начал активную литературную деятельность: публикуются его сказки и легенды («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», «Посолонь», «Докука и балагурье», «Николины притчи»), роман («Пруд») и повести («Часы», «Пятая язва»), драматургические произведения в духе средневековых мистерий («Трагедия о Иуде, принце Искариотском», «Бесовское действо», «Царь Максимилиан»). Писателя причисляли к символизму (и более широко — модернизму), хотя сам Ремизов не позиционировал себя как символист.

С детских лет Алексей Ремизов был большим выдумщиком и фантазером. В возрасте 7-ми лет Алексей со слов няни записал рассказ о пожаре в деревне. Это был его первый реалистический рассказ. Позднее работа с «чужим словом» трансформировалась в особую авторскую манеру — творчество «по материалу». Позднее автор создал собственные переложения апокрифических легенд, сказок: «Лимонарь, сиречь: Луг духовный», «Посолонь», «Докука и балагурье».
В годы революции

В годы революции и последующие годы военного коммунизма Ремизов оставался в Петрограде, хотя политически был настроен антибольшевистски (сам он был близок к кругам эсеров). Летом 1921 года Ремизов выехал на лечение в Германию — «временно», как верил писатель, однако вернуться обратно ему было не суждено.

Мы все рождаемся в мире, чтобы нас ласкала царевна Мымра, но всех нас пожирает зловонная змея Скарапея, — таков грустный смысл ремизовских книг.

В эмиграции

В ноябре 1923 года Ремизов переехал, в связи с экономическим кризисом, из Берлина в Париж, в котором провёл всю свою оставшуюся жизнь. В эмиграции Ремизов продолжал много писать (наиболее известными стали его художественные воспоминания о жизни в Петербурге и революции — «Взвихрённая Русь», и «Подстриженными глазами»), однако печататься становилось с каждым годом труднее. С 1931 года публикация книг Ремизова почти совсем прекратилась. Его друзья и поклонники основали специальное небольшое издательство в 1953 году, позволившее писателю издавать новые книги.

В конце жизни получил советское гражданство. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Жена (с 1903 года) — Серафима Павловна Ремизова-Довгелло (1876—1943), палеограф.

Основные произведения
«Лимонарь» (1907)
«Посолонь» (1907)
«Бесовское действо» (1907)
«Часы» (1908)
«Пруд» (1908)
«Трагедия о Иуде, принце Искариотском» (1908)
«Неуемный бубен» (1909)
«Крестовые сестры» (1910)
«Действо о Георгии Храбром» (1910)
«Пятая язва» (1912)
«Собрание сочинений в 8 т.» (1910—1912)
«Слово о погибели русской земли» (1917)
«Царь Максимилиан» (1919)
«Царь Додон» (1921)[2]
«Россия в письменах» (1922)
«Кукха» (1923)
«Взвихрённая Русь» (1926)
«В розовом блеске» (1952)

Творчество

«Живой сокровищницей русской души и речи» называла его творчество Марина Цветаева. Его отличает чрезвычайно яркое и образное восприятие мира.

Первая печать

Первая публикация произведения А. М. Ремизова состоялась в 1902 году. Вологодская газета «Курьер» под псевдонимом «Н. Молдаванов» напечатала его «Плач девушки перед замужеством», восходящий к зырянскому фольклору.

Киевский период в жизни Ремизова

В начале 1905 года он переехал в Петербург, где началась его настоящая литературная жизнь. С 1921 года он находился в эмиграции: сначала в Берлине, затем в Париже. Что Алексей Михайлович был ещё и талантливым графиком, известно не всем. Он рисовал всегда, на любом клочке бумаги. Каждое свое письмо или крохотную записку он непременно сопровождал каким-нибудь рисунком. В 1933 году в Праге экспонировалась выставка его рисунков. Его работы оценил сам П. Пикассо. В годы войны А. М. Ремизов вел «графический дневник», в котором отражались сны, портреты современников и волновавшие его события.

Воспоминание современника:

Глеб Владимирович Чижов-Холмский вспоминает: «На своем длительном жизненном пути мне приходилось встречаться со многими интересными, даровитыми и даже знаменитыми людьми, но я никого не встречал более чуткого и доброжелательного, чем Алексей Михайлович Ремизов».

Писатель и публицист Иван Ильин так охарактеризовал творчество Ремизова:

«Вот мастер слова и живописец образов, художественный и духовный облик которого настолько своеобразен и необычен, что литературный критик, желающий постигнуть и описать его творчество, оказывается перед очень тонкой и сложной задачей. Ремизов как писатель не укладывается ни в какие традиционно-литературные формы, не поддается никаким обычным „категориям“; и притом потому, что он создает всегда и во всем новые, свои формы, а эти новые литературные формы требуют новых „категорий“ и, что ещё гораздо важнее, — требуют от читателя и от критика как бы новых душевных „органов“ созерцания и постижения.»

Творчество Ремизова привлекало внимание деятелей французской интеллектуальной элиты 40-50-х гг. Его много переводили в это время на французский язык, он выступал по радио с чтением своих произведений, был вхож в литературные салоны, о его творчестве писали крупнейшие французские газеты.

Согласно понятиям Ремизова, лицо писателя и биографию писателя достойным образом способны воспроизвести лишь легенда о нём или сказка. (Синявский А.А.. Литературный процесс в России.) Ремизов творил всю свою жизнь. Во многом его произведения являются автобиографичными.

Ремизов говорит в «Учителе музыки», что «в каждом человеке не один человек, а много разных людей». А когда его биограф, Н. Кодрянская, спросила Ремизова о его многоликости, — «Алексей Михайлович даже не удивился моему вопросу, а весело воскликнул: „Да ведь они все между собой перекликаются!“»

Внутреннее единство всех «ликов» в которых является нам Ремизов или их перекличка достигаются у Алексея Р. в значительной мере благодаря сквозному сказочному сюжету его жизни и творчества, принятому за основу.

«Еще в детстве Ремизову дали прозвище „пустая голова“, и оно прилепилось к нему до конца дней. Перед нами вариация сказочного дурака, который в свою очередь представляет собой вариацию „бедного человека“, всеми презираемого, а вместе с тем избранника сказки, самого ею любимого», пишет А. Д. Синявский.

Стиль

Его проза, тематически чрезвычайно многосторонняя, содержит элементы символизма (сгущение, уплотнение) и экспрессионизма (чрезмерность, преувеличение). Кроме средств народной поэзии, как, например, повторы и чётко выраженная ритмизация, у Ремизова можно встретить и остранение посредством стилизации устной речи (сказа), вложенного в уста вымышленного персонажа. В языке Ремизова сочетаются привязанность к древним формам русского языка и стрем­ление к обновлению поэтических средств; он использует также элементы языка русских книг XVII века, равно как диалектальную и народную лексику; при этом Ремизов неукоснительно отказывается от европейских заимствований.[3]

Особенности прозы

Для Ремизова характерна фрагментарная композиция, соединение разрозненных эпизодов произведения. Сюжетный стержень повествования слабо ощущается, основные события затушевываются, место обобщающего изложения занимает показ частных эпизодов или деталей быта. Члены изображаемого общества, как правило, лишены внутренней связи друг с другом, они живут в одиночном заключении; здесь «человек человеку — бревно». Подобная фрагментарность реализуется и в циклах миниатюр и в жанре «tableaux» — «лит-ых картинок» — религиозных, для детей, сновидений («С очей на очи», «Кузовок», «Бредовая доля», циклы в сб. «Трава-мурава», «Посолонь» и др.).

Произведения

Ремизову принесли известность его сказки и символистские романы, — прежде всего, сборники «Посолонь» (1907), «Докука и балагурье» (1914), романы и повести «Пруд» (1905), «Часы» (1908), «Пятая язва» (1912), «Крестовые сёстры» (1910). В эмиграции Ремизов в основном писал беллетризованные мемуары, самые известные из которых «Взвихренная Русь» (1927). Ремизову также принадлежит ряд драматургических произведений («Бесовское действо», «О Иуде, принце Искариотском»). Все они вошли в академическое издание Собрания сочинений, вышедшее в 2000—2004 гг.

В «Посолони» и «Лимонаре» Ремизов как бы выдвигает свою собственную альтернативу декадентскому началу в искусстве, что было созвучно исканиям «младших символистов». Его вариант преодоления эгоцентрических тенденций в литературе оказывается близким концепции соборности искусства Вяч. Иванова.

В своих драматургических произведениях Ремизов с наиболее отчётливостью реализовал исповедуемую им «необарочную» поэтику, позволяющую совместить фарс и трагедию, неизменно-животное и возвышенно-духовное, «серафическое», инвективы к вечности и злободневные намёки. Последняя пьеса — «Царь Максимилиан» (1919) — стилевая переработка нескольких фольклорных вариантоа — ещё один акт преклонения писателя перед народным творчеством.

«Взвихренная Русь» — первая книга автобиографической эпопеи Ремизова, которая заняла основное место в его эмигрантском творчестве и в которой писатель охватит свою жизнь, — «Иверень» (1897—1905), «Петербургский буерак» (1905—1917), «Взвихренная Русь» (1917—1921), «Учитель музыки» (1923—1939), «Сквозь огонь скоробей» (1940—1943). Автобиографическая проза Ремизова во многом отличается от привычных форм данного жанра: реальные факты переплетены с авторской фантазией, композиция не линейно-хронологична, а мозаично-последовательна, подчинена лирическому импульсу.

В последних книгах писателя переосмысливаются наиболее значительные памятники нескольких тысячелетий русской и мировой культуры («Тристан и Изольда», «Савва Грудцын», «Круг счастия», «Павлиньим пером» и др.). Важнейшей темой для понимания связей Ремизова с русским и европейским авангардом явилась тема снотворчества. Она выразилась в двух книгах: «Мартын Задека» и «Огонь вещей». Последняя-это своебразное эстетическое завещание — уникальное «гипнологическое» исследование русской литературы как бы замыкает замыкает литературно-философскую эссеистику «серебряного века», посвящённой русской классике.

Собрание сочинений Ремизова (1910—1912) показало целостность художественного мира писателя, парадоксально соединившего в себе балагура и сказочника, изобретателя кошмара и ужаса повседневной действительности. Соединение двух сторон бытия было принципиально для Ремизова, который писал о центральной теме своего творчеста: «Страды мира, беда человеческой жизни — как трудно жить на свете! Люди со средствами и те, что обречены на нищету, они одинаково тяготятся жизнью. А другая сторона — смешная».

(исправить описание автора) (обсудить на форуме)

Язык:

Сортировать: По алфавиту По сериям По дате поступления По популярности
Выбрать всё     Выкачивать: Стрелец. Сборник № 1 1596K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Часы 271K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Первопрестольная: далёкая и близкая. Москва и москвичи в прозе русской эмиграции. Т. 1 2888K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

«Нет у любви бесследно сгинуть права...» [Легенды о любви и дружбе] (пер. Павел Григорьевич Антокольский, ...) 3436K (скачать djvu)

Александр Блок в воспоминаниях современников. Т. 2 5981K (скачать pdf)

В плену 60K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Верность 12K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Взвихренная Русь (фрагмент) 28K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Зайка 32K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Зайчик Иваныч 13K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Знамя борьбы 16K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Крестовые сёстры 231K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Мартын Задека. Сонник 275K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Неуемный бубен 217K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Петушок 69K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Посолонь 651K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Пятая язва. 500K (скачать djvu)

Сказка серебряного века [сборник] 4248K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Часы. 640K (скачать djvu)

Бѣдовая доля. 1588K (скачать djvu)

Подорожiе. Разсказы. 6541K (скачать djvu)

Разсказы. 5731K (скачать djvu)

Шумы города. 5486K (скачать djvu)

Избранное 4148K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Версты 1824K (скачать epub)

Эротика в русской литературе [От Баркова до наших дней: тексты и комментарии] 21932K (скачать pdf)

Морщинка 4814K (скачать pdf)

Царъ Додонъ. 556K (скачать djvu)

Огненная Россія. 184K (скачать djvu)

Вячеслав Иванов: материалы и исследования 14009K (скачать pdf)

Фаталист. Зарубежная Россия и Лермонтов[из наследия первой эмиграции] 294K (скачать doc)

Дневник мыслей. 1943-1957 гг. Том 1. Май 1943-январь 1946 9234K (скачать pdf)

КУКХА. Розановы письма 5399K (скачать djvu)

Юмор и сатира послереволюционной России. Антология в двух томах. Том 2 9901K (скачать pdf)

Литературное обозрение 1991 №11 4240K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Антология Сатиры и Юмора России XX века. Том 3. «Сатирикон» и сатириконцы 3825K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

«Врут, как зеленые лошади...». Куприн в воспоминаниях, письмах, документах 5993K (скачать pdf)

Волшебное слово [Сказки] 3304K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Литературные сказки народов СССР [худ. Р. Авотин] 6474K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Петербургский сборник. Поэты и беллетристы 339K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Советский русский рассказ 20-х годов 2337K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Красногубая гостья [Русская вампирическая проза XIX - первой половины ХХ в. Том I] [антология] 1942K (скачать pdf)

Красногубая гостья [Русская вампирическая проза XIX — первой половины ХХ в. Том I] [антология] 1347K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Кольцо Сатурна 2563K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Чертик 102K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Пожар 21K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Занофа 34K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Жертва 51K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Том 1. Пруд 1208K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Том 2. Докука и балагурье 1364K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Том 3. Оказион 1366K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Том 4. Плачужная канава 9619K (скачать pdf)

Том 4. Плачужная канава 1202K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Том 5. Взвихрённая Русь 13470K (скачать pdf)

Том 5. Взвихрённая Русь 1366K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Том 6. Лимонарь 14086K (скачать pdf)

Том 6. Лимонарь 1571K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Том 7. Ахру 17425K (скачать pdf)

Том 7. Ахру 1277K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Том 8. Подстриженными глазами. Иверень 8192K (скачать pdf)

Том 8. Подстриженными глазами. Иверень 1490K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Том 9. Учитель музыки 1126K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Том 10. Петербургский буерак 1205K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Том 10. Петербургский буерак 4842K (скачать pdf)

Том 11. Зга [дополнительный том] 20727K (скачать pdf)

Том 11. Зга [дополнительный том] 1545K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Том 12. Русалия [дополнительный том] 27691K (скачать pdf)

Том 13. Россия в письменах [дополнительный том] 29087K (скачать pdf)

Том 14. Звезда надзвездная 21074K (скачать pdf)

Том 14. Звезда надзвездная [дополнительный том] 1424K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Том 15. В розовом блеске 28394K (скачать pdf)

Сказки русских писателей. 1-2 класс [сборник][litres] 1864K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Сказки русских писателей. 3-4 класс [сборник][litres] 2677K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Избранное 4222K   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)

Переводы

Продавец солнца [Пьеса в одном акте] (пер. Алексей Михайлович Ремизов) 35K - Рашильд   (читать)   (скачать epub) (скачать mobi) (скачать fb2)