Котейка Сатанейка (Флибуста) в 10:36 (+00:00) / 05-02-2024
Финал тетралогии по экшену превосходит стартовый том, при этом превалируя ещё и масштабностью сторителлинга. Вдобавок эпопея наконец обретает полноценный полифонизм, поскольку к утомившим ПОВ'ам Игнис/Кама/Лава/Лаурус/Литус добавляются Адамас/Брита/Ванум/Син/Холдо/Хубар/Церритус/Эсокса, причём все сюжетные линии получают логические завершения, без обрывов и блайндспотов.
Вновь возвращается вдохновленность "Малазанской "Книгой Павших" Эриксона, на сей раз демонстрируя обширное влияние "Памяти льда": от практически заимствования рейдом Иктуса эпизода обороны Храмового округа Капастана "Серыми Мечами" и милитантами Ворчуна, до стилизации Ардууса симулякром Паннионского Домина, где Тень выполняет роль альтернативы яггутского Тирана-Пророка, собирающего с̶т̶р̶а̶д̶а̶н̶и̶я̶ ̶д̶л̶я̶ ̶У̶в̶е̶ч̶н̶о̶г̶о̶ ̶Б̶о̶г̶а̶ кровь Одиуму, во главе эквивалента сирдоминов с тенескоури. Прилагается здесь и имитация Кованого Щита Итковиана.
Также присутствует череда инспираций из трилогии Уикса "Ночной ангел": Телох и Эсокса = король-бог Урсуул & Виридиана, застенки Инквизиции = Утроба et al.
Замечено и веяние Сапковского: заподозренный прежде как self-plagiarism Орс Портенум отыгрывается трикстером и дооформляется отсылкой к Самсону Медоку из "Саги о Рейневане".
Deus ex machina развязки - это атмосферный ядерный взрыв (привет, бэккеровский "артефакт Текне" инхороев) - поэтому отсчёт на час+.
О недостатках: если во вступительной дилогии "Кодекса предсмертия" Малицкий устранял действующих лиц по формуле '1 книга = -протагонист', то в квадрологии "КМ" массовый персонажецид эриксоновского размаха распространяется исключительно на второстепенные фигуры, все главгерои остаются живы с личными хэппи-эндами, что обесценивает сам концепт эпика, поскольку катализатором величины/значимости нарративного героя выступает его смерть, инициируя тем самым (в опосредовании окружения/обстановки) ключевой созерцательный акт, запускающий механику кульминационного читательского вовлечения. Но здесь диаметрально противоположный подход, умаляющий монументализм субжанра: королей играют свиты. Впрочем, возможно подобная скаредность оправдывается авторскими планами на будущий сиквел цикла, idk.
К тому же, ряд foreshadowing-приёмов как реализуется (Софус-Намтар [шумерский демон болезней] - последний из богов-суицидентов), так и пропускается (стигматы Игниса).
Рун (Флибуста) в 23:42 (+00:00) / 07-11-2019
Где эпическая битва в конце. Постояли колдунов повывели и все. Где пафос превознемогания, тысячные жертвы. Маэстро урезал марш.
Впечатления о книге:
оценки: 7, от 5 до 3, среднее 4.142857142857143 |